Исцеление музыкой
Истории из клинической практики, навеянные танцем


В 2018 году я вернулся в Москву из насыщенной полугодовой стажировки в Штатах, где много занимался вопросами поведения клеток в различных лабораторных условиях. В тот момент, мое увлечение парным танцем и танго было настолько велико, что я танцевал 6 дней в неделю на протяжении нескольких месяцев. Это производило удивительный разблокирующий эффект в теле и психоэмоциональном восприятии.

В конце концов, после длительного перерыва обнаружив себя глубоко в танцевальной среде, я заинтересовался вопросами влияния музыки и движения на человека. А что может быть нагляднее, чем измерение этого самого влияния у людей, чье внимание активно направлено вовнутрь, в тело? Другими словами, что музыка делает с физической болью пациентов? И родился вот такой текст.

Наверняка, многие слышали о целебном свойстве музыки, и вот один из примеров измерения ее обезболивающего, расслабляющего и успокающего эффектов. В 2010 году исследовательская группа доктора внутренней медицины (терапии) Xueli Tan произвела измерения силы болевых ощущений, уровня волнения и мышечного напряжения во время перевязки ран у 31 пациента комбустиологической (ожоговой) клиники в Ohio, штат Cleveland. Каждый пациент слушал музыку, исполняемую музыкальным терапевтом - сотрудником Консерватории Кливленда, который работал при клинике. Прослушивание музыкальных произведений приходилось на время перевязки ожоговых ран в отделениях.

Дело в том, что проблема обезболивания в комбустиологии стоит очень остро: больные получают мощные опиоидные анальгетики, силы которых зачастую не хватает для избавления от боли, а более высокая доза назначена быть не может из-за опасности побочных эффектов, в частности, нефротоксичности в условиях, когда почки и так уже работают в условиях сниженного кровотока. Ожоговые раны представляют из себя широкие ворота из организма, по которым тот теряет тепло, жидкость и белки. Одна из лечебных процедур, снижающих потери организма - burn dressing - закрытие поврежденной поверхности стерильной тканью для предотвращения испарения жидкости. Регулярная смена перевязочного материала, пропитанного раненым отделяемым, неизбежно вызывает выраженные болевые ощущения и эмоциональные переживания, отражающиеся через мышечное напряжение в теле, которое хочет защититься от боли.

Пациентам в эксперименте производилось измерение степени болевых ощущений, уровня эмоционального стресса и мышечного напряжения по специальным шкалам: дважды за 30 минут до перевязки, трижды во время перевязки и дважды - через 30-40 минут после перевязки. Сами же обследуемые в “пассивной” (до и после перевязки) слушали музыку с закрытыми глазами, представляя различные приятные картины, возникающие в ассоциации с композициями (music-based imagery, MBI), что помогало значительно снизить уровень боли с (3-7 баллов без музыки до 1-5 баллов с музыкой (максимум шкалы - 12 баллов)) до и после перевязки, а также уровень мышечного напряжения после процедуры. Во время самой смены ткани над раной пациенты использовали другой комплекс музыкальной терапии - альтернативное взаимодействие с музыкой (music alternate engagement, MAE), - который включал элементы пения, глубоких дыхательных упражнений и подыгрывания на музыкальных инструментах.

Таким образом, во время самой болезненной части исследования пациентам удавалось снизить уровень волнения с 5-9 до 2-9, а уровень боли с 8-10 до 3(!)-10 по 12-ти балльной шкале. При этом отмечалось также расслабление крупных групп мышцы примерно в 1,5 раза (с 15-24 до 10-24 по 30-ти балльной шкале). В эксперименте пациенты сами выбирали жанр и стиль музыки.

Подобные примеры дают не только ценную информацию о возможном качестве музыкальной терапии у больных с острым раненым процессом, но и заставляют задуматься над целой интеграцией процесса распределения внимания к собственному телу. Ведь человек испытывает боль сильнее тогда, когда он ожидает ее и фокусирует “щуп” внимания, мощную сенсорную настройку исключительно в области раны. Музыка же позволяет перераспределить точки фокуса на другие части тела, участвующие в процессе вовлечения в удовольствие. И карта этих точек-областей во многом индивидуальна для каждого человека.

Отсюда вытекает довольно банальный вывод: умение расслабиться - необязательно через музыку - одно из ключевых звеньев в цепочке избавления от боли (или, корректнее, ее принятия), а, следовательно, - излечения.

И еще короткое, про то активное, что наиболее связано у тела с музыкой - танец. Во-первых, извлечение звуков, производимых пациентами в этом эксперименте - это тоже танец как движение в ритме и самовыражение. Во-вторых, человек, не имеющий острых соматических недугов, который начинает танцевать, способен выявить вполне конкретные подсказки-о-проблемах в теле и, если угодно, в душе (на эмоциональном уровне), через замечание скованности своих движений. Отсюда: музыка, способность слышать, чувствовать вибрации и двигаться - одни из главных факторов здорового существования.

А если короче, то Движение - это Жизнь.

Ближайшие Слепые Церемонии
20-го июня, четверг, 19.00-22.00
Москва
Введение
Знакомство, рамки проведения, формирование запроса, замедление и заземление
Сольное погружение
В одиночку, с завязанными глазами

Углубленное чувстование и расслабление, телесное соединение с внутренним ресурсом и дыханием
Танцевальное путешествие
Танцы в темноте завязанных глаз и широко раскрытых ушей. Глубокий контакт с музыкой и с прикосновением.
Возможность для честной встречи. Пространство слушания ответов. Без наблюдателей и камер.
Контакт в Телеграм: @GennadyKuzin
+7 985 645 06 84
Ссылка на тг-канал
сообщества Путь с Танцем
Атмосфера, анонсы и обсуждение мероприятий
Авторы фотографий
  • Марина Ветрова (Instagram @privetrova)
  • Ольга Сафонова (Instagram @7olyayalo7)
  • Дмитрий Корбут
Made on
Tilda